IMG_2077

Маргарита Чёрная, врач — пародонтолог, владелица клиники «Дентал-Практик».

Я познакомилась с Ритой случайно. Прошлым летом в одной из поездок мне понадобилась «скорая стоматологическая помощь». Я искала врача, который сможет меня принять и качественно полечить почти ночью, сразу после самолёта. Знающие люди сказали: есть тот, кто тебе поможет лучше всех! Так я оказалась в её клинике. По дизайну она напоминала модный салон, а по  совершенству оборудования — космический корабль. Первый раз я узнала, что есть такой отдельный врач — пародонтолог. С удовольствием стала обслуживаться в этой клинике и рекомендовать её своим знакомым. 

Рита — женщина, которую можно цитировать. Выбирая название статьи, я терялась. Мне хотелось половину её высказываний вынести в заголовок. Знакомьтесь: 

— Рита, с чего начался твой успех?

— Наверное, с самостоятельности. С того, что я начала работать в 15 лет. Когда я ещё училась в школе, я начала работать руководителем танцевальной студии и, ещё не имея паспорта, стала довольно хорошо зарабатывать. Я даже не помню, как я была оформлена, но я официально получала зарплату. Я и своим дочерям всегда говорила о самостоятельности. Когда мне старшая дочь пыталась внушить мысль, что я еще должна содержать её в 16-17 лет…

— А медицину ты выбрала почему?

— С детства хотела быть врачом. Не помню, почему именно стоматологом. Не любила математику, а медицинский был практически единственный вуз, где не надо было учить математику.

— Но зато надо было учить химию))

— Всё остальное я знала очень хорошо. Я окончила школу с медалью.В институте было сложно очень, но интересно. Потом уже, когда начала работать, ещё увидела, какую могу приносить пользу, меня это очень вдохновило!
Ещё поняла, что пародонтологией в нашей стране мало кто занимается. Я начала работать пародонтологом, а через пару лет в трудовой книжке появилась запись «стоматолог-терапевт». Все стали или хирургами, или терапевтами.
— Почему пародонтология?
Пародонтит – это то заболевание, которое есть практически у всех (98%), в разной степени тяжести. И если не проводить профилактику, то достаточно тяжёлые осложнения могут быть. Абсолютно здоровые зубы могут расшатываться и выпадать, реставрации и коронки недолговечны и неэффективны. А пародонтологов в нашей стране официально нет до сих пор.Уникальность и стала причиной моего выбора.
После работы в поликлинике, был опыт работы в частных стоматологиях, в том числе я была главным врачом и директором одной из них. Наработала опыт руководства в частной медицине, разобралась в хозяйственной деятельности. Это и стало предпосылкой к открытию своей клиники.

— Рита, ты же волновалась, наверное? Одно дело – работать на кого-то, а другое – на себя.

— Не то слово, как я волновалась! Я волновалась, когда пришлось занимать огромную сумму в валюте. Я открыла клинику в декабре 2013 года. А в феврале 2014 уже начался кризис.. И курс вырос ровно в три раза. И до сих пор ничего не изменилось! Но, в кризис становишься сильнее… Я волновалась, конечно, как я буду отдавать эти деньги, потому что зарабатывать мы стали ровно в три раза меньше. Я понимала, что мы работаем с людьми, которые зарабатывают в гривне, и они тоже не виноваты, что с валютой такое случилось… А в то же время закупки оборудования, инструментов, материалов – всё это привязано к доллару и евро. Украина мало что производит. Поэтому очень было сложно, но уже не было вариантов. Уже надо было просто много работать.
У меня до сих пор есть финансовые обязательства, хотя мы уже 2,5 года успешно работаем.

— Рита, но в стоматологии момент привлечения клиентов достаточно сложный. Это не магазин, куда люди могут просто так зайти.

— У нас с улицы вообще никто не заходит. Я очень благодарна своим клиентам. Мы любим их, а они любят нас! Потому что когда они получают то, что хотят, когда они довольны и счастливы, они с удовольствием рекомендуют нас своим знакомым. Стоматологов же не выбирают по объявлениям, сайтам, только по рекомендации.

DSC_2243

— Рита, а чем всё-таки отличается работа на кого-то от работы на себя? Вот в частной клинике ты же тоже руководила, принимала решения.

— Да, очень интересный был опыт…

— Уровень ответственности? Ты, наверное, и на той работе очень ответственная была?

— Да, конечно. Это черта моего характера. Сейчас же есть возможность реализации авторского стиля, возможность внедрять всё то новое, что есть в стоматологии, в пародонтологии, Есть возможность договариваться и сотрудничать с лучшими специалистам в своей области – с хирургами, ортодонтами, терапевтами, ортопедами. Работая на кого-то, всё равно испытываешь ограничения. Нужно советоваться, получать разрешения… Затрат очень много в стоматологии. Если я, например, покупаю лазер стоимостью    11 000 евро, не каждый инвестор, который открыл клинику, на это согласится. Или задаёт вопрос «как быстро он окупается?» А это невозможно просчитать. Поэтому иногда нужно просто вкладывать деньги и не ждать быстрой прибыли. Я не ждала быстрых заработков. Я просто вкладывала и работала. Много работала… Вот такой секрет моего успеха))
Ну, и качество работы, конечно. Потому что если ты делаешь кое-как, никто тебя не порекомендует. Люди всегда ищут идеальное соотношение цены и качества. И тут у нас все сложилось.. Мы даём высочайший уровень качества и при этом приемлемые цены. Это то, что выбирают…Наши клиенты все успешные люди, они любят себя и  ценят нас.

— Эта клиника целиком твоя?

— Да, целиком моя. Меня мой муж вдохновил. Я, конечно, спрашивала его: как же? я же врач… Я, конечно, хорошо зарабатывала, но я и тратила всё, что зарабатывала. На что он мне ответил: если я тебе открою клинику, это будет моя клиника. Объяснил, что никто не делает бизнес на своих деньгах, сказал: ищи инвесторов, ищи, где взять, договаривайся. Сказал, что видит мой лидерский потенциал и желание, и у меня все получится!

-Но он не выступил при этом спонсором?

-Нет, но он прогарантировал. Когда я занимала достаточно крупную сумму денег, он выступил гарантом, но мне сказал, что ты открываешь клинику, ты работаешь, ты зарабатываешь, и ты знаешь, для чего ты это делаешь.

— И тебя это стимулировало?

— Еще как! Если бы он просто сказал: на, развлекись на сколько-то там тысяч евро, мне кажется, я бы не стала сразу так много и хорошо работать и зарабатывать. Он мне как будто вернул ответственность. Если бы он мне просто дал, я бы могла сказать: «ой, кризис», или «ой, это же всё-таки наши общие деньги…» Но вариантов не было. Кризис-не кризис, а отдавать нужно.
Не было прямо чтоб — бессонные ночи. Я старалась об этом не думать. Кроме того, что я заняла, я продала ещё машину, квартиру, всё, что у меня было. Я всё сюда вложила. Был у меня классный Лексус. А я вместо него купила очень классную стоматологическую установку. И всего 68000 евро, в принципе, поменяла одну машину на другую (смеётся). Но зато на той я просто красиво ездила, а эта приносит мне прибыль в итоге. Ну, заработаю, куплю себе ещё лучше машину…

Просто если ты уже принял решение, нет смысла сомневаться. Надо работать.
Всё получается, когда есть желание. Я на своей работе провожу сейчас очень много времени, поэтому я сделала всё здесь так красиво, мне здесь всё нравится!

-Рита, удаётся тебе вот это твоё отношение к жизни, к бизнесу передавать своим детям? Как у тебя это получается? Личным примером?

-Да, да, они меня копируют, конечно. Старшая уже достаточно взрослая, ей уже 22 года, у неё своя семья. Сейчас она мне уже благодарна, что я её в какой-то момент оставила без опеки. Она училась в Строительной Академии, в какой-то момент я её даже в общежитие отправила жить. Сказала: иди, поживи, как все дети живут. Она в какой-то момент начала мне говорить, что она уже взрослая, «что хочу, то и делаю». Ну, я и сказала, что на моей территории мои правила. А если она хочет по-своему, то – общежитие. Она обижалась какое-то время, но сейчас у нас очень хорошие отношения. Она говорит о том, что благодаря тому, что ей тогда пришлось искать подработку, она устроилась на фирму, встретила своего мужа, сейчас она живёт в Киеве, родила мальчика, и всё у неё хорошо.
Ответственность нужно с детства прививать. Где бы она была сейчас, если бы до сих пор жила за мой счет – неизвестно… Всё складывается, когда есть желание и когда нет лени. Но многое от родителей зависит. Мы же сами балуем наших детей.

— Насколько для тебя важно состояться во всех сферах? Или может быть у женщины успех в чём-то одном?

— Ну, мне кажется, если есть успех на работе, то должна быть и гармония в семье. Иначе ты превращаешься в жёсткую карьеристку. И это не успех, а просто зарабатывание денег.

— А если наоборот? Если только семья?

— Возможно, это её счастье, а почему нет? Мне кажется, не всем женщинам нужен успех. Я знаю очень мало женщин в своём окружении, которые бы сделали то, что сделала я. Они могут посмотреть, послушать. Сказать: ого, как ты могла?! Как ты могла это сделать? Это не значит, что они какие-то «неправильные» женщины, просто они в чём-то другом состоялись.

— Рита, а вот как ты могла? Я понимаю, что муж вдохновлял, но лично в тебе что сработало? Амбиции, страсть, какой был твой момент принятия решения? Какой был толчок?

— Я работала в частных кабинетах. И я понимала, что я могу больше, чем я делала. Что я могу людям дать гораздо больше. И я решила рискнуть. Ну, да, это амбиции. Они не у каждого есть, на самом деле. Я могла дальше успешно продолжать работать на кого-то, в принципе. Но я всегда знала, что я могу больше. Я видела, чтО можно менять, но это была не моя территория. Я просто понимала, что на чужой территории свои правила. Когда я поняла, что я могу больше, лучше, удобнее для клиентов, я решила это сделать. Был, конечно, момент страха, но, знаете, когда вам страшно, нужно идти дальше. Туда, где страх. Я на этом абсолютно не зацикливалась, я не сидела и не боялась, я продолжала делать то, что я делаю.

— А были ещё до этого в жизни моменты, когда ты принимала такие решения, меняющие жизнь? Нельзя же быть пассивной-пассивной, сидеть на месте. А потом вдруг бы проснулись амбиции? Какие ещё в твоей жизни были ситуации, когда ты принимала какие-то рискованные решения?

— Я никогда не была пассивной, я принимала рискованные решения несколько раз, когда я решала менять свою семью. Первый раз я выходила замуж, когда мне было 17 лет, и я думала, что это навсегда. Когда я решила разводиться, страшно было оставаться с маленьким ребёнком. Своего бизнеса не было, муж зарабатывал гораздо больше, чем я. Кто-то, наверное, боится остаться в такой ситуации, думает: ой, а что же я смогу? У меня такого не было. Я понимала, что я смогу всё. Это было несколько раз в моей жизни. Я даже пыталась стать хорошей домохозяйкой. У меня даже почти получилось)) Я не ушла с работы, но, поскольку бизнес был не мой, я рабочее время проводила на работе, потом ещё много всего успевала сделать дома… То есть я гораздо меньше работала, чем сейчас. Сейчас я живу на работе)) Наверное, были амбиции, поэтому я ни в одной клинике не задерживалась долго. Когда вырастала, переходила в другую.

— Это же очень многих пугает! Бывает, что кто-то достиг стабильности. Потом уже вроде как она начинает тяготить, наступает стагнация. Но не случается перехода…

— А он и не может сам случиться! Надо принять решение. Вот я, например, несколько раз разводилась…

— Несколько – это сколько?

— Три раза. Я была три раза замужем, все три раза счастливо, я считаю… И для меня каждый раз это был большой стресс – изменить свою жизнь. Я её меняла полностью, разрывая отношения. И в то же время меня это делало крепче. Сильнее. Я после этого вырастала. Потому что надо было больше работать, больше зарабатывать, потому что уже были дети. И я каждый раз делала какие-то прорывы в работе.

— Последний брак ещё более счастливый, чем три предыдущих?
Тут мы посмеялись))

— Да, я очень благодарна Сергею, моему мужу, он единственный, кто сказал мне, что мне нужно что-то своё. Он подтолкнул меня к этому, вдохновил. Но в то же время не стал за меня ничего делать. Это был момент моего роста.

DSC_2346

— Что для тебя успешные отношения?

— Когда нам комфортно вместе. Мы не предъявляем друг другу никаких претензий. И я бываю на работе до 9 часов вечера. Мой муж не спрашивает меня: «Где мой ужин?!» А приглашает поужинать в ресторанчик. Это же замечательно!

— Какие у вас общие интересы?

— Мы оба очень любим учиться. Мы очень много учимся, постоянно ходим на какие-то семинары. Мы вчера были в филармонии. Мы любим ходить в кино. Нам очень нравится то, что мы делаем вместе.
Мне очень нравится, как он относится к моим детям, потому что я не всегда нахожу ответы на их вопросы. А он – да, почти всегда.
К моим бывшим мужьям, папам моих девочек, у меня никогда не было претензий, я ничего от них не требовала. Я же сама принимала решения о разводах! Может быть, если бы было наоборот, если бы я посвятила себя семье и детям, а он бы вдруг ушёл – может быть… Но я никогда не думала, что буду хорошей домохозяйкой. Я всегда знала, что мне нравится моя работа, нравится профессионально расти и быть независимой.

— Рита, а вот эти черты – самостоятельность, отсутствие претензий, независимость – это в тебе родители воспитали? Или ты сама над этим работала? Откуда это в тебе?

— Сложно сказать. Папа у меня был очень оптимистичный и трудолюбивый, он был хорошим примером. А мама была совсем другая. Но я достаточно рано вышла замуж и стала жить отдельно.

— Но ведь даже для того, чтобы выйти замуж в 17 лет, тоже нужно было принять решение! К этому моменту ты уже была готова.

— Моя мама была домохозяйка, она, так сказать, «принесла себя в жертву» и достаточно много претензий предъявляла по этому поводу моему отцу. И я как-то с детства решила, что я так делать не буду. Что не буду предъявлять претензий своим мужчинам. Я очень любила папу и понимала — он не виноват, что мама решила не работать. Что можно растить детей и работать, у меня это отлично получилось. Я даже декретный отпуск не брала, каждый раз достаточно быстро выходила на работу…
Я просто понимаю, что обиды и претензии разрушают и не приносят счастья. Если бы я предъявляла претензии, особенно финансовые, мне бы, может, что-то и давали, но это точно не сделало бы меня счастливее. Я же не инвалид, почему мне кто-то что-то должен давать? И детей я рожала не кому-то, а самой себе.

— Решение насчёт мамы было уже такое осознанное…

— Я думала об этом. Я же выходила замуж в 17 лет, я не осознавала, что я убегаю из дома! Это я потом осознала, почему я так рано это сделала. А тогда я считала, что я влюбилась – и замуж вышла.

— Когда пришло желание осознать, проанализировать свою жизнь и те решения, которые ты принимала, твои повороты?

— Наверное, лет в 30. Я уже вторую дочь родила. Хотя я и второй раз выходила замуж, не осознавая, почему, хотя мне было уже 29. И был достаточно тяжёлый развод второй… жёсткий. Пришлось переосмыслить многое. Тогда я начала искать, учиться. Развиваться. Я начала замечать, что происходит одно и то же. Что количество браков может быть бесконечным, что ошибка моя, что-то я повторяю…

— А что ты повторяла?

— Неправильно выбирала мужчин. Те мужчины, которых я выбирала раньше — им не нужно было, чтобы я росла. Я выбирала себе мужчину, который хотел, чтобы я была хорошей хозяйкой, а потом пыталась ему доказать, что я не домохозяйка. И возникал конфликт! А потом я стала развиваться, и увидела, что есть другие мужчины… Мы уже 4 года с Сергеем.

— У тебя есть какие-то способы релакса?

— Когда работа в кайф, от неё не устаёшь. У меня один выходной. Хочу сделать немного другой график, более комфортный. Хотя бы не с 9 до 19, а с 10 до 17, потому что зимой мы уходим, когда темно и приходим, когда темно. Любимая работа не напрягает, не раздражает.

— Ты уже к этому осознанно относишься? К работе, к отношениям?

— Да. Уже сейчас даже дочку свою младшую, ей скоро 12 лет, я учу делать осознанные выборы. Мне не хочется, чтобы она совершала так много ошибок.

— Ты считаешь, что ты сделала много ошибок?

— Я могла начать осознавать себя гораздо раньше. Я могла открыть свою клинику гораздо раньше. Зачем я так много лет потратила? Я сделал это только в 40, а могла сделать в 30.

— Тогда ещё не было модно осознавать. Это ведь тоже веяние времени…

— Да, мы тогда вообще не знали, что это возможно. Потому что росли в других условиях. Многие до сих пор живут полностью неосмысленно, в каких-то стереотипах. В каких-то навязанных ситуациях, в каком-то театре. Живут с людьми, которых ненавидят. Ходят на работу, которую не любят. Я недавно прочитала фразу, что «люди готовы потратить 30 лет, работая на кого-то и не готовы потратить 3 года, чтобы выстроить свой бизнес». В этом году моей клинике 3 года.  Скоро я смогу сказать, что я свободна от долгов, живу и работаю в своё удовольствие.
А те люди, которые живут «в театре» — им, наверное, не так больно, может быть, даже легче. Всю жизнь одна сцена, одни персонажи, можно вообще никаких решений не принимать, не рисковать. Кто-то выбирает и так.
Человек если хочет, ищет возможности. А если нет – ищет проблемы.

— А твоё окружение? Оно меняется? Как оно реагирует на то, что с тобой происходит?

— Точно меняется. Хочешь изменить мир – начни с себя. У нас много друзей и знакомых, мы общаемся с теми, с кем нам комфортно. Просто от того, что мы что-то осознали, у нас не должна корона сразу вырасти. Мы видим, какими мы были. В каком возрасте мы что-то осознали. И некоторые более молодые люди не имеют такого опыта, в том числе негативного. Мы не сторонимся общения. Просто у каждого свой путь.
— Рита, спасибо огромное!

— учитесь, пока остальные спят

— работайте, пока остальные болтаются без дела

— мечтайте, пока остальные только желают.

Уильям Артур Уард.

comments powered by HyperComments
Яна Корсунская
Автор: Яна Корсунская