Статья 1. Опыт потерь.
Здравствуйте! Вчера я анонсировала цикл статей, посвящённых выживанию в невыносимых условиях. И собиралась публиковать их через сайт, давать на него ссылки и т.д. После чего, зайдя на сайт, обнаружила, что сейчас произошёл какой-то сбой, доступа нет, и пока он устраняется, напишу здесь. А дальше-как получится.
Иногда надо идти за обстоятельствами, а не пытаться их переломить или переждать. Сейчас так? Хорошо, сейчас так.
Если всё заработает, перенесу и эту заметку на сайт. И буду продолжать.
Очень хотелось бы ещё и видео или эфир. Но, честно говоря, у меня у самой не сильно много сейчас сил смотреть ролики на ютубе. Поэтому не хочу нагружать и вас. Те, кто выглядит плохо, понятно, почему плохо, и не радостно смотреть. А те, кто выглядит хорошо, иногда раздражают, потому что кто сейчас может выглядеть хорошо? Ну, то есть, может, конечно, какая-то часть меня с этим соглашается, возможно, что не у всех война. Но какая-то часть меня активно протестует, крашение губ представляется совершенно бесполезным занятием. Поэтому там, где горевание-у меня горевание всем нутром, и я не могу.
Но никого ни в коем случае не осуждаю. Сейчас каждый справляется, как может, и если вы что-то делаете осознанно, например, ежедневные макияжи как ритуал или просто вам это нравится, вы отвлекаетесь, вас это успокаивает, или что-то ещё-пожалуйста, делайте, как вам хорошо.
Кроме того, ютубовские ролики почти все поучительные. А я меньше всего хочу сейчас вас поучать. Потому что поучение (наставление)-это родительская роль. Как бы вы сами не знаете, что вам делать, а я вам сейчас расскажу.
Но моя роль не в поучении. Потому что поучение раздражает. Мы все взрослые люди. Чем больше нас поучают, тем больше мы протестуем и не хотим быть маленькими детьми.
Да и время сейчас неподходящее для того, чтобы быть маленькими детьми.
Хотя страх активизирует именно детскую часть, эмоции.
В общем, так мы и мечемся между эмоциями, зачастую животными (ужасом, например) и необходимостью трезво мыслить, принимать решения, а потом нести за них ответственность.
Многие говорят, что хотели бы «заснуть, а потом проснуться-а войны нет». Как ребёночек хочет заснуть, а потом проснуться-а уже Новый год, и под ёлкой его ждут подарки, а надо просыпаться холодным зимним тёмным утром, натягивать колготы и плестись в детский сад.
Вот так мы сейчас иногда себя чувствуем.
Нормально.
Каждому в норме хочется покоя и тепла.
Я не знаю, как мы это проживём, но надеюсь, что как-то проживём.
Чередуя приступы паники с облегчениями.
Попробую стать вашим адекватным собеседником.
Именно в этом месте я хочу перейти к теме статьи.
Потому что, если так можно выразиться, в некотором роде (всё очень обобщённо, извините, если кому-то эти формулировки не подойдут) с ситуацией чуть легче справляются те, у кого есть опыт потерь.
Кто «уже один раз умер», как написала одна женщина. Похоронив любимого мужа, скончавшегося от скоротечной болезни, она так разрушилась и оплакала привычную любимую жизнь, что это вызвало полный пересмотр жизненных ценностей. Без него она училась заново жить. Заново пить кофе, заново смотреть на его чашку. Заново складывать вещи в шкаф, который он уже никогда не сможет открыть.
Заново чистить зубы, с удивлением глядя на пасту, которую он так любил. Удивляясь, что она слышит запах этой пасты, и что вообще можно думать о зубах, когда этого человека больше рядом нет.
И так далее.
Те, кто испытывал подобные потрясения, к сожалению или к счастью, сейчас могут оказаться сильней.
Для них жизнь и так выглядит довольно жестокой, они знают, что в любой момент может что угодно произойти. Они не пессимисты, но они реалисты. Они знают, что да, в жизни может случиться ад и кошмар.
Хотя именно такого ада и кошмара никто не ожидал.
И, честно говоря, я сейчас пишу и не совсем уверена в том, что я имею право и что именно это надо писать. Но я попробую. И попробую не обесценивать то, что я делаю, хотя очень хочется закрыть ноут и не делать вид, что я знаю что-то лучше. Не уверена.
Но даже если одному человеку от моего обстоятельного повествования будет легче-уже хорошо.
Если у вас есть опыт потерь, вы становитесь сильнее внутренне. Вы знаете, что, в основном, то, что вы можете с собой унести-в вашем сердце. А оно всегда с вами, пока вы живёте и дышите.
Пауза. Подышали.
Вторая мысль.
Если опыта горевания нет, ни из одного цикла потери человек не вышел полностью (например, не было времени горевать или было обесценивание типа «это не он меня бросил, это я и сама хотела уйти»), то на человека может свалиться сразу лавина горя. Это новое стронет с места старое. Будет очень, очень много сожаления и боли. А главное-не будет веры в то, что это может закончиться. Потому что у человека нет опыта завершения, прощания, расставания. И опыта возрождения к жизни тоже нет.
Смерть близкого, развод, эмиграция, проигранные имущественные споры, потеря жилья (пожар, стихийное бедствие)-как ни тяжело об этом писать, но это есть в истории почти каждого из нас.
Хотя такого чудовищного, неописуемого, огромного горя ещё не было.
И очень важно нам друг друга в этой войне поддержать.
Ещё пару слов.
У многих с началом войны мелькнула мысль «Слава Богу, что … не дожил».
Что кто-то не дожил. Дедушка, который воевал на предыдущей войне, и в самом страшном сне не мог бы такое вообразить. Родственница, которая болела и не могла бы поехать в эвакуацию, и семья столкнулась бы с выбором, кого первого спасать. Или кто-то был бы вынужден остаться из-за неё.
Или ещё мысли о том, что кто-то не дожил-и хорошо. И люди могли потом себя за это корить, что, мол, «неужели я радуюсь чьей-то смерти?»
Это вне вашего контроля. Ваше чувство, в данном случае чувство облегчения или благодарности провидению,-естественно. Это не та радость, которая радость, а, скорее, желание мозга избежать нерешаемых или труднорешаемых задач.
Конечно, умом вы понимаете, что если бы человек был жив, вы бы тоже справились-нашли специальную машину или выдержали бы его потрясение, нашли бы слова, способы утешения, как-то бы по-другому себя вели. Вы бы тоже справились. Поэтому не корите себя. Вы всё сделали правильно. И чувствуете то, что чувствуете. Разрешите себе.
Надеюсь, до следующей статьи получить доступ к сайту.
В комментариях можно делиться своими мыслями и опытом.
На фото-стебли ревеня. Мы все сейчас сорванные или подрезанные
comments powered by HyperComments
Яна Корсунская
Автор: Яна Корсунская